О переходе к альтернативному мышлению

Среди различных стилей мышления наиболее консервативный и, к сожалению, часто встречающийся тип — линейный (одномерный, стимульный), предполагающий жёстко определённый ход мысли, однозначную связь между явлениями. По-другому его можно назвать детерминистским.

Линейный стиль мышления характерен для обыденного сознания (см. соотв. работу 88 г.1), является по своей природе рассудочным, формально-логическим. Ярко выраженная одномерность мышления препятствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение.

Противоположностью линейному мышлению является многомерное (многовариантное, альтернативное) мышление. Для него характерно отсутствие жёсткой связи между явлениями, причинами и их следствиями. Более того, при достаточном уровне его развития возникает то, что можно назвать «параллельным мышлением»: результатом причины мыслятся несколько следствий; часто взаимоисключающих, причём отсутствует явное предпочтение какому-либо из них и поэтому прогнозирование развития ситуации происходит параллельно (разумеется, не одновременно), аналогично тому, как в научном [общественном] сознании идёт развитие параллельных теорий, гипотез и т.д.

Однако, отказ от линейного стиля мышления весьма труден для человека, а непосредственный переход к альтернативному стилю невозможен вообще. В то же время совершенно ясно, что такой отказ благоприятно влияет на восприятие человеком своего окружения, способствует более правильной оценке событий как на личностном уровне, так и на уровне общества в целом. Это способствует и расширению интересов человека, а следовательно, большему разнообразию смысловых основ, на которых строится вся его деятельность.

Итак, каким может быть первый шаг к отказу от одномерного мышления, что может являться ближайшей задачей? Мне представляется, что этот шаг — переход к статистическому принципу восприятия и оценки событий.

Статистическое восприятие предполагает, во-первых, осознать возможность существования различных мнений, суждений. Далее, при переходе к статистическому стилю доказательства, обоснования своих выводов ссылками на «это всем известно, все [нормальные люди] так делают и т.д.» заменяется обоснованиями, ссылками на статистическое большинство. Этот переход не представляет особых психологических трудностей, поскольку не затрагивает принципиальных установок субъекта: какая в принципе разница, ссылаться на всех или на большинство. Однако этим начинается «расшатывание» жёстких установок, стереотипов...

Следующий этап — осознание того, что точка зрения меньшинства тоже имеет под собой основу. Здесь включается фактор времени: следует понять, что новое всегда появляется у меньшинства, иногда один человек бывает прав, а значит. группа людей ещё не восприняла этого. Опять-таки особых психологических трудностей для понимания этого нет. Трудность, и весьма серьёзная, возникает в том, что человек лишается привычного для себя способа апеллировать, ссылаться на мнение большинства. При слабо развитых навыках самостоятельного мышления это приводит к тому, что у человека из-под ног как-бы исчезает опора, на которой он всё время стоял и ему, особенно первое время, по сути «не за что держаться» (см. смена парадигмы). Здесь нужно сказать, что многие, по-видимому, самостоятельно пройти этот этап не могут — это связано с сильными психологическими перегрузками, характерными для всякого случая резкой смены восприятия.

Как уменьшить это противоречие? Чисто статистический подход предполагает некоторую отстранённость субъекта от наблюдаемых (воспринимаемых им как свои личные) событий. Это один выход. Другой связан с изменением познавательной ориентации: точка зрения человека остаётся на стороне большинства, которое право, однако, о чём думает меньшинство? Есть ли в этом что-то рациональное? Такой подход прямо подготавливает человека на переход к «параллельному» стилю мышления. Опора на «большинство» сменяется постепенным перераспределением значимости, «веса» точек зрения, мнения. Сопоставляются мнения мыслимого большинства, меньшинства и, наконец, собственное мнение человека, не обязательно совпадающее с первыми двумя.

Это и подводит к пониманию возможности, а затем и желательности иметь (не для высказывания, конечно, а для себя) параллельно несколько «собственных» мнений, точек зрения, среди которых может быть более предпочтительная, а могут и быть все равноправны. Ясно, что с позиций обыденного здравого смысла такое мышление воспринимается, как «верх абсурда»...

Итак, идея перехода от линейного к многомерному мышлению состоит в переходе через промежуточный — «статистический» стиль. В свою очередь, этот переход разбивается по шагам и растягивается во времени...

Когда способ перехода изложен в общих чертах, следует выяснить психологические механизмы, способствующие этому и особенно, определить те моменты, когда психологическая помощь, поддержка наиболее необходимы человеку и в какой форме её целесообразно осуществлять.

По записи 13.09.1990.

1. Мировоззрение учёного с позиций теоретического и обыденного сознания.
Работа по курсу кандидатской программы по философии, 1988 (находится здесь).